Merkur: история бренда

Первая визитка Эмиля Гермеса (фото с официального сайта DOVO)

Продолжаем копаться в исторических сводках немецких бритвенных компаний. Сегодня на очереди Merkur, про который информации практически нет. «Архив утерян во время войны», – вот и все, что удалось выяснить. Но ведь и после войны в истории «Меркура» много неясного, но на это тоже есть причина: бывшие владельцы продали компанию фирме «ДОВО» без исторических документов, и архив недоступен.

Компания DOVO, владеющая брендом Merkur, в 2014 году выпустила буклет, но он столь скуп, что не дает практически никаких ответов по интересующим вопросам.

Скажем, там написано, что Эмил Гермес (Emil Hermes) в 1896 году только что образовавший предприятие по своему имени и месту жительства Emil Hermes Solingen-Merscheid, был вынужден выбрать для своего продукта другое название, поскольку в Золингене уже было несколько «Гермесов», занятых производством столовых приборов. Поразмыслив, Эмил нашел интересное решение – назвал свою продукцию Merkur. Это была такая игра слов: Hermes (Гермес) – греческое имя бога торговли, которое в римской мифологии звучало как Mercurius или по-немецки Merkur (Меркурий). Так логотипом компании стал профиль Гермеса/Меркурия, легко узнаваемый по крылатому шлему.

Логотип Merkur, нанесенный на винтажную бритву (фото из интернета)

Первые бритвы, выпущенные предприятием, имели безопасную одностороннюю гребенку и клиновидное лезвие, которое требовалось затачивать по мере необходимости. Это было неудобно, и творческий поиск был продолжен. Хотелось бриться недорого, безопасно и качественно, и, желательно, без помощи цирюльника.

Получается, что Эмил Гермес и Кинг Джиллетт по обе стороны Атлантики практически одновременно занимались разработкой т-образного станка, каким мы его знаем. Американцу это удалось быстрее. Но и немец не остался в долгу. Свой станок с двусторонним лезвием Emil Hermes выпустил в начале ХХ века, а уже в 1916 году был запатентован первый Slant – бритва с косым срезом.

Страница из рекламного буклета DOVO (фото с официального сайта)

Дальше сплошные белые пятна. Как развивалась компания, чем занималась – в буклете об этом ничего не сказано.  

Известно лишь, что примерно в 1920-е годы в компанию пришли сыновья Эмиля Ганс и Эрих, и фирма, зарекомендовавшая себя на рынке бритья с наилучшей стороны, сменила имя на Emil Hermes Stahlwaren-fabrik, а позднее на Emil Hermes Merkur-Werk («werk» с немецкого означает «завод»).

Также на форуме badger and blade я нашел упоминание о том, что в 1917 году бразды правления взяла в свои руки вдова Эмиля и вроде бы даже добавила свою девичью фамилию в название Emil Hermes – Ern Merkur-Werk, но это не точно.

Винтажная бритва Merkur (фото из интернета)

В общем, полная неразбериха и сумятица. Но чего нельзя отрицать – это то, что в первые годы своего существования компания Эмила Гермеса выпускала продукцию под различными торговыми брендами: Populah (1911), Artemia (1912), Fossa (1913), Polarstern (1913), Diana (1915), Merkur (1915/16), Hermes (1919), Hermes-Elite, Hermes-Exquisit, Hermes-Imperial, Hermes-Record, Hermes-Royal, Hermes-Progress, Imperiola, Longlife. Но, опять же, на этом фоне как-то теряется первый абзац из рекламной брошюры DOVO. Если у предприятия столько брендов, почему акцентировано внимание только на «Меркуре»?

Винтажная бритва Merkur (фото из интернета)

Как бы то ни было, мы точно не знаем, как развивалось предприятие в первой половине XX века, как оно пережило войну и что вообще с ним было.

Сухие фразы о том, что за прошедшие годы компания запатентовала несколько своих моделей с двусторонним лезвием, на которых с гордостью наносились надпись «Сделано в Золингене» – вот и все, что говорит нам буклет.

Страница торгового каталога 1956 года (фото из интернета)

Я раздобыл на одном форуме каталог середины 1950-1960-х годов, из которого можно увидеть, что компания называлась Merkur-Werk Emil Hermes Solingen-Merscheid и они уже в то время выпускали станок со сменным углом атаки Merkur Progress, причем, что характерно, нижняя плита у него пластмассовая.

Винтажный Merkur Progress (фото из интернета)

Из этого же каталога можно сделать вывод относительно ассортимента «Меркура» в те годы: это т-образные бритвы разных моделей, включая пластиковые и бакелитовые, дорожные наборы, лезвия, ножницы, маникюрные принадлежности, пинцеты.

Ганс Гермес умер в 1957 и ему на смену пришел его сын – Дитрих, который до 1970-х управлял компанией вместе с дядей Эрихом; и уже после кончины последнего продал предприятие. Кому – неизвестно, но в начале 1980-х владельцем числился некто Wolfgang Hannemann (Вольфганг Ханнеманн).

Винтажный «Прогресс» с пластмассовой ручкой (фото из интернета)

Я бы и не стал останавливаться на его фигуре, если бы не одно «но»: именно в его правление был запатентован еще один станок со сменной агрессивностью – Merkur Futur; это случилось в 1983 году.

В 1996 герр Ханнеманн продал компанию бритвенному гиганту DOVO, который решил таким образом расширить свой ассортимент, включив в него т-образные бритвы Merkur. Ирония судьбы: когда-то эти две компании рекламировались в одной газете.

Газета «Messer und Schere» («Нож и ножницы») 1929 года: объявления DOVO и Merkur расположены рядом (фото с официального сайта DOVO)

Добавив некоторые новые модели, в DOVO, в основном, положились на станки, хорошо зарекомендовавшие себя ранее: это и Futur и Progress и Slant, но об этом я расскажу в другой раз. 

 

 

Вернуться к списку публикаций